В период кризиса кассовые разрывы к сожалению, происходит чаще. Возникают ситуации, когда вы не можете рассчитаться за предыдущую партию, а вам необходимо получить новое сырье.
Соответственно поставщики отказываются отгружать продукцию. Порой вы допускаете
просрочку по платежу и поставщики начинают переживать, звонить.
Я знаю, как это может быть опасно, для вашей нервной системы, сама проходила через это, как финансовый директор, когда компания должна была. Как коммерческий директор и как собственник своего бизнеса мне тоже приходилось выбивать долги у покупателей.
Что делать, чтобы сохранить психическое здоровье себе и контрагенту и партнерские отношения?
Первое, что важно: контрагенты не должны вас потерять. Это не закончится ничем хорошим. У меня самого был клиент, который задолжал денег. Он всегда брал трубку, когда я звонила, вступал со мной в диалог. Я заметила, что у меня пропадает агрессия в общении с ним, в отличие от других должников. По крайней мере я не тратила время, чтобы его найти.
Я взяла принцип «не потеряться» на вооружение. Если я не могу рассчитаться с контрагентами, то я всегда брала трубку. Еще лучше, самостоятельно позвонить и предупредить: сегодня я не могу рассчитаться, деньги придут тогда-то. Так вы снимаете страх у человека. Оставляете возможности для партнерских отношений. Не обращайте внимания на эмоции. Поставщики ведут себя по-разному. Одни давят, другие упрашивают. Перед тем, как брать трубку, я себя настраивала на спокойствие, и с мягким теплым голосом отвечала, чтобы хоть как то снизить градус злости.
Во-вторых, в первую очередь платите тем людям, без сырья которых не обойтись. В кризис особенно важен прагматичный подход, иначе производство встанет. Также платите всем, хоть по чуть-чуть.
Допустим, я делила как счет на сто миллионов так и на пятьсот тысяч на десять, то есть кому-то 10 миллионов в день, кому-то 50 тысяч тенге. Иногда для компании с миллиардными оборотами, кажется пятьсот тысяч такая мелочь, а как раз таки для них может быть даже в первую очередь важны эти деньги. Когда поставщики видят что каждый день поступают хоть какие то деньги, то уже не так беспокоятся.